Ведение базы основных точек |
|
|
Основные точки — установленное географическое место, используемое для определения маршрута OBД, траектории полета воздушного судна и для других целей навигации и OBД (стр. 1—518, Doc 9713). В спецификации базы данных AICM база основных точек включает в себя точки маршрутов, точки ИКАО, терминальные точки, точки коридоров пересечения государственной границы, радиотехнические и радионавигационные средства (significant_point, см. документ «Спецификация базы данных AICM»). Основная точка на местности — это виртуальный объект в пространстве, сформированный мнимой линией с определённого места на земной поверхности вверх, до максимальной высоты полетов воздушных судов. Основные точки используются в маршрутных картах в качестве точек маршрута, радионавигационных средств, используемых в качестве базового средства для навигации, аэродромных радиотехнических средств, используемых для расчёта точек разворота, точек снижения и метрических параметров манёвров в маршрутах подхода выхода и посадки. Точка может быть условным или реальным объектом. Реальная точка базируется на позиции наземного навигационного радиотехнического средства или радиолокационной станции. К наземным радиотехническим средствам относятся радиомаяки, радиодальномеры и трансляционные станции. Наземные навигационные радиотехнические средства могут быть совмещены (оборудованы) радиомаркером. В случае наличия радиомаркера точка представляет собой вертикальную ось диаграммы направленности. В случае отсутствия радиомаркера точка — это вертикальная ось, направленная сверху в центр антенно—мачтового устройства. Условная точка — это место в воздушном пространстве, в котором осуществляется определённая операция экипажем воздушного судна. Условные точки устанавливаются на границах передачи управления, пересечения государственной границы, входа и выхода в контролируемое воздушное пространство. Во время полётов в не контролируемом воздушном пространстве ниже 1500 метров, условные точки могут устанавливаться в местах видимых ориентиров, центров взлётно—посадочных полос, а также засечками на экранах индикаторов кругового обзора руководителя полётов. Условные точки разделяются на терминальные (terminal point) и на предопределённые (designated point). Предопределённые точки обозначаются кодом ИКАО. Терминальные точки тоже могут обозначаться кодом ИКАО или в формате ХY000 где, Х — третья, Y — четвёртая буквы кода ИКАО аэропорта, 000—трёхзначный номер. Например, для аэропорта Вологды, код ИКАО — ULWW, терминальные точки обозначаются «WW011, WW010 и тому подобное». База данных реальных точек содержат информацию о радионавигационных средствах: — VOR — всенаправленный азимутальный радиомаяк; — NDB — средневолновый радиомаяк; — РСБН (TACAN) — радиотехническая система ближней навигации; — DME — всенаправленный дальномерный радиомаяк; — Маркер — отдельный радиомаркер с вертикальной диаграммой направленности.
Радиотехнические средства, могут совмещаться в различных комбинациях. В аэронавигации используются следующие комбинации: — VOR/DME — совмещённый всенаправленный азимутально—дальномерный радиомаяк; — Привод — совмещённый средневолновый радиомаяк с маркером. Привода используются как маяки для ориентации воздушных судов на аэродром или как маршрутные точки; — VOR/TAC — всенаправленный азимутально—дальномерный радиомаяк, совмещённый c навигационной системой TACAN. Используется в Европе и США. Формирование и ведение базы основных точек осуществляется через форму ввода, указанную ниже.
Форма ввода основных точек
Список условных точек отображается в левой панели формы. Жёлтым цветом отображаются записи, которые планируются или были рассчитаны в задаче «Проектирование маршрутов полётов». В верхней части панели размещен фильтр по названию и типу, в нижней — флаг «Показать альтернативные названия». При включенном флаге фильтр отбирает точки по значению поля «Альтернатива», а при выключенном — из поля «Основное название». В зависимости от типа точки заполняется разное число характеристик. Общие характеристики точки: –даты действия (валидности). Дата действия точки устанавливается в поле «Действует» и не должна быть ранее, чем дата, установленная в вкладке «Настройка»; –кодовое наименование (позывной). Предопределённые точки обозначаются 5—ти буквенным идентификатором ИКАО на латинице и верхнем регистре. Кодовое наименование точек на базе радиотехнических средств обозначается двух или трёх буквенным позывным кода Морзе. Сигнал в этом коде излучают навигационные радиомаяки. Предопределённые точки, формируемые в КТА аэропортов или позициями вертолётных (посадочных) площадок, обозначаются четырёхбуквенными индексами аэропортов (площадок). В поле «Статус точки» по умолчанию записывается статус «Действующая». При необходимости статус может быть изменён на «Планируется». Точки со статусом «Планируется» не публикуются. В поле «Наименование точки (РТС)», наименования вводятся на основном языке и альтернативном в соответствующих полях «основное», «альтернативное». Радиотехнические средства обозначаются населёнными пунктами, вблизи которых они расположены. Кнопки Наименование предопределённых точек совпадает с кодом ИКАО. В случае отсутствия у предопределённой точки кода ИКАО наименование формируется из наименования населённого пункта или ориентира, а если точка расчетная, то с азимута и дальности относительно базового радионавигационного средства. Радионавигационное средство, которое используется как основная точка, вводится абсолютная высота. Координаты задаются в системе координат WGS—84. Выбор полушария производится в выпадающем списке при нажатии кнопки в полях «широта» и «долгота» или ручным вводом значения «N/S» для широты и «E/W» для долготы в крайнюю позицию. Значение полушария по умолчанию устанавливается в форме настройки задачи: — магнитное склонение в точке. Используется для пересчёта истинных путевых углов в магнитные на участках маршрута; — принадлежность к аэропорту; — принадлежность к региону (государственная принадлежность).
В зависимости от типа радионавигационные средства заполняются дополнительными характеристиками: — для VOR — частота в МГц, при необходимости орган ОВД, отвечающий за эксплуатацию; — для NDB — класс маяка, частота в КГц, при необходимости орган ОВД, отвечающий за эксплуатацию; — для РСБН и DME — номер канала; — для РСБН — номер канала; — для DME — номер канала и частота.
Совмещённые средства заполняются характеристиками обоих радиотехнических средств. Позывной совмещённых радионавигационных средств устанавливается из основной станции, для VORDME и VORTAC — код всенаправленного маяка VOR, для приводной радиостанции — позывной радиомаяка NDB. Нижняя часть формы содержит не редактируемую таблицу «Проходящие маршруты». Таблица содержит информацию о маршрутах, включая подходы, выходы, посадки и ожидания в которых встречается текущая точка. Таблица предназначена для анализа и удаления неиспользуемых точек. Поле «Источник информации» служит для редактирования источника информации точки. Вкладка «Примечания» содержит поле для ввода примечания к точке. Вкладка «Источник данных» предназначена для добавления источника данных точки. Кнопка «Закрыть точку по дате» (работает вместе с флагом «Копия») предназначена для автоматической установки даты окончания действия точки (закрытие по дате). На текущую точку устанавливается дата на день раньше даты, установленной в настройке задачи. При установленном флаге «Копия», текущая точка копируется, начиная с даты в настройках задачи. Важно! Закрытие и копирование точек не приводит к закрытию или копированию маршрутов, в состав которых они входят. Кнопка «Список точек» вызывает диалоги «Список основных закрытых точек по дате» или «Список основных неактуальных точек». Режимы предназначены для просмотра и удаления из таблицы базы данных закрытых или неактуальных точек.
Список основных закрытых точек
Кнопка
|