Ведение базы основных точек |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Основные точки – установленное географическое место, используемое для определения маршрута OBД, траектории полета воздушного судна и для других целей навигации и OBД (стр. 1-518, Doc 9713). В спецификации базы данных AICM база основных точек включает в себя точки маршрутов, точки ИКАО, терминальные точки, точки коридоров пересечения государственной границы, радиотехнические и радионавигационные средства (significant_point, см. документ «Спецификация базы данных AICM»). Основная точка на местности – это виртуальный объект в пространстве, сформированный мнимой линией с определённого места на земной поверхности вверх, до максимальной высоты полетов воздушных судов. Основные точки используются в маршрутных картах в качестве точек маршрута, радионавигационных средств, используемых в качестве базового средства для навигации, аэродромных радиотехнических средств, используемых для расчёта точек разворота, точек снижения и метрических параметров манёвров в маршрутах подхода выхода и посадки. Точка может быть условным или реальным объектом. Реальная точка базируется на позиции наземного навигационного радиотехнического средства или радиолокационной станции. К наземным радиотехническим средствам относятся радиомаяки, радиодальномеры и трансляционные станции. Наземные навигационные радиотехнические средства могут быть совмещены (оборудованы) радиомаркером. В случае наличия радиомаркера точка представляет собой вертикальную ось диаграммы направленности. В случае отсутствия радиомаркера точка – это вертикальная ось, направленная сверху в центр антенно-мачтового устройства. Условная точка – это место в воздушном пространстве, в котором осуществляется определённая операция экипажем воздушного судна. Условные точки устанавливаются на границах передачи управления, пересечения государственной границы, входа и выхода в контролируемое воздушное пространство. Во время полётов в не контролируемом воздушном пространстве ниже 1500 метров, условные точки могут устанавливаться в местах видимых ориентиров, центров взлётно-посадочных полос, а также засечками на экранах индикаторов кругового обзора руководителя полётов. Условные точки разделяются на терминальные (terminal point) и на предопределённые (designated point). Предопределённые точки обозначаются кодом ИКАО. Терминальные точки тоже могут обозначаться кодом ИКАО или в формате ХY000 где, Х – третья, Y – четвёртая буквы кода ИКАО аэропорта, 000-трёхзначный номер. Например, для аэропорта Львов, код UKLL, терминальные точки обозначаются «LL001, LL002 и тому подобное». База данных реальных точек содержат информацию о радионавигационных средствах: - VOR – всенаправленный азимутальный радиомаяк; - NDB – средневолновый радиомаяк; - РСБН (TACAN) – радиотехническая система ближней навигации; - DME – всенаправленный дальномерный радиомаяк; - Маркер – отдельный радиомаркер с вертикальной диаграммой направленности.
Радиотехнические средства, могут совмещаться в различных комбинациях. В аэронавигации используются следующие комбинации: - VOR/DME – совмещённый всенаправленный азимутально-дальномерный радиомаяк; - Привод – совмещённый средневолновый радиомаяк с маркером. Привода используются как маяки для ориентации воздушных судов на аэродром или как маршрутные точки; - VOR/TAC – всенаправленный азимутально-дальномерный радиомаяк, совмещённый c навигационной системой TACAN. Используется в Европе и США. Формирование и ведение базы основных точек осуществляется через форму ввода, указанную ниже.
Форма ввода основных точек:
Список условных точек отображается в левой панели формы. Жёлтым цветом отображаются записи, которые планируются или были рассчитаны в задаче «Проектирование маршрутов полётов». В верхней части панели размещен фильтр по названию и типу, в нижней – флаг «Показать альтернативные названия». При включенном флаге фильтр отбирает точки по значению поля «Альтернатива», а при выключенном – из поля «Основное название». В зависимости от типа точки заполняется разное число характеристик. Общие характеристики точки: –даты действия (валидности). Дата действия точки устанавливается в поле «Действует» и не должна быть ранее, чем дата, установленная в закладке «Настройка»; –кодовое наименование (позывной). Предопределённые точки обозначаются 5-ти буквенным идентификатором ИКАО на латинице и верхнем регистре. Кодовое наименование точек на базе радиотехнических средств обозначается двух или трёх буквенным позывным кода Морзе. Сигнал в этом коде излучают навигационные радиомаяки. Предопределённые точки, формируемые в КТА аэропортов или позициями вертолётных (посадочных) площадок, обозначаются четырёхбуквенными индексами аэропортов (площадок). В поле «Статус точки» по умолчанию записывается статус «Действующая». При необходимости статус может быть изменён на «Планируется». Точки со статусом «Планируется» не публикуются. В поле «Наименование точки (РТС)», наименования вводятся на основном языке и альтернативном в соответствующих полях «основное», «альтернативное». Радиотехнические средства обозначаются населёнными пунктами, вблизи которых они расположены. Кнопки Наименование предопределённых точек совпадает с кодом ИКАО. В случае отсутствия у предопределённой точки кода ИКАО наименование формируется из наименования населённого пункта или ориентира, а если точка расчетная, то с азимута и дальности относительно базового радионавигационного средства. Радионавигационное средство, которое используется как основная точка, вводится абсолютная высота. Координаты задаются в системе координат WGS-84. Выбор полушария производится в выпадающем списке при нажатии кнопки в полях «широта» и «долгота» или ручным вводом значения «N/S» для широты и «E/W» для долготы в крайнюю позицию. Значение полушария по умолчанию устанавливается в форме настройки задачи: - магнитное склонение в точке. Используется для пересчёта истинных путевых углов в магнитные на участках маршрута; - принадлежность к аэропорту; - принадлежность к региону (государственная принадлежность).
В зависимости от типа радионавигационные средства заполняются дополнительными характеристиками: - для VOR – частота в МГц, при необходимости орган ОВД, отвечающий за эксплуатацию; - для NDB – класс маяка, частота в КГц, при необходимости орган ОВД, отвечающий за эксплуатацию; - для РСБН и DME – номер канала; - для РСБН – номер канала; - для DME – номер канала и частота.
Совмещённые средства заполняются характеристиками обоих радиотехнических средств. Позывной совмещённых радионавигационных средств устанавливается из основной станции, для VORDME и VORTAC – код всенаправленного маяка VOR, для приводной радиостанции – позывной радиомаяка NDB. Нижняя часть формы содержит не редактируемую таблицу «Проходящие маршруты». Таблица содержит информацию о маршрутах, включая подходы, выходы, посадки и ожидания в которых встречается текущая точка. Таблица предназначена для анализа и удаления неиспользуемых точек. Поле «Источник информации» служит для редактирования источника информации точки. Закладка «Примечания» содержит поле для ввода примечания к точке. Закладка «Источник данных» предназначена для добавления источника данных точки. Кнопка «Закрыть точку по дате» (работает вместе с флагом «Копия») предназначена для автоматической установки даты окончания действия точки (закрытие по дате). На текущую точку устанавливается дата на день раньше даты, установленной в настройке задачи. При установленном флаге «Копия», текущая точка копируется, начиная с даты в настройках задачи. Важно! Закрытие и копирование точек не приводит к закрытию или копированию маршрутов, в состав которых они входят. Кнопка «Список точек» вызывает диалоги «Список основных закрытых точек по дате» или «Список основных неактуальных точек». Режимы предназначены для просмотра и удаления из таблицы базы данных закрытых или неактуальных точек. Список основных закрытых точек:
Кнопка
|